Безопасность труда на предприятиях компании «Данон»: профсоюз требует справедливости для Алексея Денисова

Что такое безопасность труда? Как обеспечить ее, от чего зависит, чтобы люди, отправившись на работу, вернулись домой живыми и здоровыми? Многие компании сегодня ставят безопасность производства – по крайней мере, на словах – во главу угла, но вопрос этот остается не праздным и не философским.

16 июня 2015 года Алексей Денисов, работник завода по производству молочной продукции ООО «Данон Индустрия» в подмосковном городе Чехов, получил производственную травму: ушиб пальцев рук и траматическую ампутацию фаланги. Что произошло?

***

Линия «Serak-2» по расфасовке питьевого йогурта, на которой Алексей в тот день с 8 до половины четвертого работал вдвоем со своим напарником, одна из самых старых на предприятии. Она давно была известна сложностями в эксплуатации, поэтому обычно здесь бывали заняты три человека.

Дополнительный работник обеспечивал устранение скопления упаковок продукции, не проходивших контроль качества: их переизбыток в специальном накопителе вызывает блокировку линии, включение звуковой и световой сигнализации. Но, раз такого человека не было, операторам приходилось самим то и дело ходить на проблемный участок.

После обеденного перерыва к этому прибавилась новая проблема: где-то в механизме на валы налип оборвавшийся кусок пластиковой пленки. Работники остановили линию и открыли дверь, чтобы найти причину неисправности. Как всегда при остановке линии, включилась световая и звуковая сигнализация, не прекращавшая работы все последующее время. Алексей, заметив налипший кусок пленки, специальным инструментом попытался устранить его из механизма.

Его напарник находился в это время с другой стороны линии. Он не видел Алексея, но заметил, что машина остановилась, не завершив шага, и спросил, не стоит ли привести ее в стабильное положение. Однако из-за шума работавшей сигнализации напарники не услышали друг друга. Второй оператор, чье внимание уже было притуплено накопившейся из-за утренней беготни усталостью, нажал кнопку, и машина довершила ход. Находившийся в руках Алексея инструмент дернулся, травмировав ему руку.

***

Пострадавшему была оказана необходимая помощь, он был доставлен в больницу, а на предприятии началось расследование. К его результатам у профсоюзной организации, да и у органов трудовой инспекции и суда есть много вопросов.

Прежде всего, проведенное расследование установило 100% вину работника. Он, якобы, нарушил общее предписание не помещать части тела в движущиеся механизмы. Предписание верное, но машина в момент, когда Алексей производил манипуляции, не двигалась, а его руки находились снаружи. Никакой конкретной инструкции, которая бы регулировала  работы по извлечению замятой пленки в процессе производства, на момент происшествия не существовало. Трудинспекция, куда позднее обратился с жалобой Алексей, посчитала это обстоятельство фактом, свидетельствующим о вине менеджмента, ответственного за составление инструкций, оценку риска, проведение обучения работников.

Однако именно менеджеры во главе с Хариным Андреем и Курнаковым Владимиром, вину которых видит Роструд, оказались в составе комиссии по расследованию несчастного случая. Действующая на предприятии первичная организация профсоюза «Новопроф» видит прямую связь между составом комиссии и сделанными ею выводами.

Кстати, представителей профсоюза к расследованию привлекли лишь с запозданием, поскольку Алексей в организации не состоял и вступил в нее лишь позднее. «Это – лишнее напоминание о том, что профсоюз – это страховка, а не скорая помощь, - говорит председатель профкома предприятия Александр Иванов. – Однако мы не можем бросить работника, тем более что случай показательный. Признав 100% вину Денисова, менеджеры вынудили его уволиться, якобы, по соглашению сторон, угрожая увольнением «по статье», которое закрыло бы ему путь к нормальному трудоустройству в будущем. А вина его была установлена незаконно – об этом свидетельствуют и Роструд, и решение суда».

Свое несогласие с выводами комиссии профсоюз выразил, однако мнение одного председателя ППО против мнения шести менеджеров было отвергнуто большинством голосов.

***

Что же профсоюз считает причиной произошедшего?

Главная причина – опасность самого оборудования: при открытии двери механизма именно этой линии не происходит блокирования движущихся частей машины. Именно поэтому ее поворот, вызвавший травму Алексея, оказался вообще возможным. Кстати, после этого случая блокировку установили. Что же мешало сделать это раньше?

Но были и другие обстоятельства, ставшие предпосылками инцидента:

Устаревшая конструкция машины, ее неспособность работать с новыми материалами, высокий процент брака, залипание пленки, требовавшие постоянной реакции от операторов, а значит – повышенный стресс и усталость, дополнявшиеся необходимостью выполнить план: до 40% заработной платы работников «Данон» в Чехове составляет премия.

Устаревшая система сигнализации, не предусматривавшая выключения звукового сигнала после некоторого промежутка времени, из-за чего операторы не услышали друг друга.

Отсутствие инструкции о полной блокировки машины, вызванное или недостаточной оценкой степени риска или стремлением менеджмента сократить простои оборудования: обесточивание нагревательных элементов означает задержку производства более, чем на час. Об этом свидетельствует и тот факт, что такую же рекомендацию получали и работники на других линиях, ранее добивавшихся предоставления хотя бы защитных перчаток для устранения неисправностей без обесточивания нагревательных элементов.

Использование на предприятии персонала, нанятого через агентство. Отсутствовавший на линии работник должен был быть предоставлен именно посреднической фирмой, но его не оказалось. Результатом стали повышенная утомленность операторов, стресс, приведшие к недостаточной внимательности в момент исправления неполадок.

***

Существуют два принципиально различных подхода к производственной безопасности: основанный на «безопасном поведении» и основанный на безопасности оборудования.

У автопроизводителей есть специальный термин: «пассивная безопасность», т.е. безопасность, обеспечиваемая конструкцией машины. Все водители находятся на одинаковой дороге, но тот, чей автомобиль оборудован ремнями и подушками безопасности, сминаемым кузовом и другими приспособлениями, изначально находится в большей безопасности. Разумеется, если он не совершит преднамеренно опасных действий: не превысит скорость, не направит машину в дорожное ограждение или столб.

Наличие опасного оборудования на предприятии – вот подлинный источник угрозы для работников. Эксплуатация любого оборудования должна происходить по инструкции.  Разумеется, если работник специально повреждает блокирующие механизмы или датчики, преднамеренно нарушает инструкцию, его поведение становится опасным.

Но работодатель, не предусмотревший безопасного способа эксплуатации оборудования, не должен перекладывать ответственность за инцидент на работника, который якобы «не убедился в отсутствии угрозы»,  «не поискал инструкцию в другом разделе», «не мог критически оценить степень опасности своих действий при работе на оборудовании» - как это произошло с Алексеем Денисовым на «Данон» в Чехове.

Подобные действия работодателя, фактически покрывающего ответственность своих менеджеров и увольняющего пострадавшего работника, чтобы он не был бельмом в глазу, лишь повышают угрозу в будущем. Реальные виновники произошедшего не наказаны, уроки не извлечены. Подобные инциденты, к сожалению, будут повторяться на этом и других предприятиях «Данон», пока принципом подхода к производственной безопасности остается «нет человека – нет проблемы».

***

Профсоюзная организация «Новопроф» в Чехове продолжит добиваться справедливости для Алексея Денисова: восстановления его на работе с полной выплатой утраченного по вине работодателя заработка.