«Новопроф»: объединяя трудящихся по-новому

Весь ход и последствия того направления развития мировой экономики, которое оно получило примерно с 1970-х годов, поставили профсоюзное движение перед выбором между необходимостью коренной внутренней перестройки и неизбежной стагнацией.

Стремительная глобализация цепочек поставок и рынка труда, финансиализация корпоративной экономики, всемирная «гонка на понижение», все нарастающие темпы роста неравенства, когда более половины мирового богатства оказались сконцентрированы в руках 1% населения, и деградация сложившейся к середине XX века модели формализованных трудовых отношений коренным образом изменили трудовые отношения, усилив степень эксплуатации и «выжимания соков» из трудящихся.

Образ трудовых отношений, которые связаны с одним предприятием, прямыми постоянными контрактами, постоянным коллективом, трудящимися бок о бок длительное время рабочими стремительно изменился.

Реальные трудовые отношения сегодняшнего дня, прежде всего, лишают рабочих какой-либо уверенности в завтрашнем дне. Работники вынуждены менять рабочие места и профессии или, во всяком случае, каждый день жить в страхе перед возможным завтра увольнением. Все реже и реже рабочему выпадает возможность достигнуть совершенства в профессии: большинству удается найти лишь монотонную низкоквалифицированную работу.

Плата за нее настолько мала, что даже устроившись в два или три места невозможно без опаски думать о будущем семьи и, тем более, о старости. Социальные гарантии, добытые предшествующими поколениями, разрушены — а много где так и не были никогда завоеваны. Работающие люди не могут продать свою рабочую силу за цену, достаточную для ее воспроизводства. К тому же на зарплату сплошь и рядом претендуют всевозможные посредники в трудоустройстве: агенты, брокеры, фирмы и фирмочки — от глобальных корпораций до полукриминальных структур-однодневок.

Все чаще люде не могут найти и такой работы и вынуждены «крутиться» и находить неформальный заработок, постоянно рискуя быть обвиненными недремлющим государством во всех смертных грехах, первейший из которых — неуплата налогов. Однако и это доступно не каждому: миллионы покидают свои родные места в поисках заработка, стекаясь в трущобы крупных городов; другие решаются отправиться дальше, пересекая границы, обходя препоны миграционных служб, часто — без знания языка, иногда — с риском для жизни.

Как и прежде, наиболее подверженными сверх эксплуатации остаются женщины. Общества даже самых экономически и демократически развитых стран несут на себе печать патриархальных традиций и отношений, из-за чего женщины повсюду в мире оказываются ущемленными в правах (если не буквой закона, то практикой), ограничены в доступе к экономическому развитию, в значительно большей мере, чем мужчины, обременены заботой о детях и зависимых членах семьи, домашним трудом. Все это означает, что их заработки ниже, а концентрация на рабочих местах с неустойчивой и неквалифицированной занятостью непомерна высока. Повсюду они социально более слабы и уязвимы, занимают подчиненное место в отношениях имущества и власти.

В таких условиях все большего увеличения эксплуатации находятся люди, которые сегодня производят богатства мира, а сами не имеют самого необходимого для своей собственной жизни: эксплуатируемые, стигматизированные, лишенные голоса.

Привычные промышленные отношения стремительно разрушаются, неизбежно унося с собой и те организации, которые когда-то сформировали их, но не смогли защитить.

Такие изменения форм эксплуатации поставили на повестку дня глубокое реформирование старых или создание новых профсоюзных организаций: не привязанных к конкретному предприятию, к одной профессии или даже сектору, к одному региону, открытых для работников-мигрантов, работников без документов, без понятных отношений занятости, без формального статуса, без очевидного работодателя. Лицо традиционных профсоюзных структур складывалось на протяжении десятилетий под влиянием формы занятости и образа жизни и мышления их членов. Новые профсоюзы должны стать отражением чаяний, нужд и образа жизни рабочих, попавших с новые условия сверх эксплуатации, а это невозможно без самого обширного самоуправления и прямого участия членов организации в формировании ее программы и повестки.

С самого своего рождения «Новопроф» создавался как такая организация.

* * *

Межрегиональный профсоюз «Новые профсоюзы» (МП «Новопроф») был создан в мае 2011 года по решению четырех непохожих друг на друга организаций: теплоэнергетиков одной из котельных Санкт-Петербурга, печатников картонажной фабрики «Полиграфпекеджинг» (Санкт-Петербург), пищевиков столовых «Фацер Амика» (Санкт-Петербург) и пивоваров завода «Балтика» в Ростове-на-Дону.

Таким образом, «Новопроф» изначально объединил рабочих разных специальностей и регионов. Его целью было преодолеть узкие «цеховые» рамки и создать сеть солидарных организаций по всей стране на основе собственной активности рядовых членов. Такому профсоюзу необходимо постоянно расти, находить сторонников, создавать ячейки на новых предприятиях. Говоря другими словами, «Новопроф» создавался как профсоюз органайзингового типа.

Будучи открытым для работников любых секторов и профессий, свои проактивные органайзинговые усилия «Новопроф» сфокусировал на пищевой промышленности, ресторанном обслуживании и смежных отраслях.

Первым председателем «Новопроф» стал Леонид Родин, избранный на этот пост учредительной конференцией и занимавший его до 2014 года. После избрания председателем он не оставил свою основную работу оператора в котельной и вел дела профсоюза на общественных началах.

* * *

Серьезным импульсом для развития «Новопроф» стало создание в 2012 году организации работниц и работников омской фабрики мороженого «Инмарко».

История эта началась после приобретения фабрики, с советских времен известной на всю Западную Сибирь своим мороженым, одним из крупнейших игроков на глобальном рынке продовольствия — корпорацией Unilever. В начале 2000-х годов ее менеджеры запустили масштабную программу реструктуризации, известную под названием «Путь роста» (Path to Grow). В рамках этой программы, разумеется, расти должна была прибыль акционеров, а расходы на «промышленный персонал», создающий эту прибыль, напротив, должны были быть самым решительным образом сокращены. Достигнуто это должно было быть путем передачи производства подрядчикам и вывода работников за штат. Впрочем, как уже говорилось, подобные практики бизнеса не были уникальными для Unilever. Теперь преобразования докатились и до омской фабрики. В 2010 году работницы, занятые на концевых операциях, были переведены из штата предприятия, где многие проработали не один год, в кадровое агентство.

Чтобы избежать сокращений, перевод производился путем написания заявлений об увольнении с «Инмарко» по собственному желанию и последующего оформления трудовых договоров с агентством. Женщинам обещали, что они ничего не потеряют от перевода. Правда, запись в их трудовых книжках сменилась с «оператора 2-го разряда» на «укладчика-упаковщика», что многих покоробило, но зато и рабочее место, и круг обязанностей, и режим труда, и начальство — все осталось прежним. Прежней осталась и зарплата — и в первый год, и во второй работницы так и не дождались привычной индексации, которую получали те, кто остался в штате «Инмарко». Помимо индексаций исчезли правильное ведение личных дел, нормальная организация медосмотров, больничные, нормальная оплата простоев и наставничества и многое, многое другое. В том числе и ответственность, которой люди ожидали от работодателя.

Весной 2012 года работницы, возмущенные постоянным сокращением реального заработка и бесконечными проблемами, вызванными ведением кадровых дел агентством, попытались доискаться правды. Но выяснилось, что «Инмарко» не считает их своими сотрудниками, потому что трудовые договоры заключены ими с другим юридическим лицом, а их т.н. «работодатель» — агентство — не собирается решать проблемы тех, кого оно всего лишь «предоставляет в пользование» фабрике. Менеджер агентства посмеялась над пришедшими к ней с коллективным письмом женщинами и, считая их беспомощными перед лицом такой ситуации, бросила: «Не нравится — бастуйте!»

К удивлению всех окружающих, оскорбленная гордость и отчаяние доискаться справедливости другим путем вывели около 200 работниц на забастовку. 10 мая фабрика встала: ее укладчицы-упаковщицы собрались у проходной с лозунгами: «Оплата труда — по трудовому закону» и «Косарь за смену». Через два дня при помощи активистов Омской конфедерации труда Елены и Василия Старостиных они создали собственную профсоюзную организацию, присоединившуюся к ОКТ и «Новопроф», в которую вступило большинство бастующих, 165 человек.

Первой задачей вновь созданной организации стало налаживание переговоров с реальным работодателем — корпорацией Unilever — и возвращение работниц в штат фабрики. Все понимали: только так можно вернуть себе устойчивое положение и добиться нормальной оплаты труда. Благодаря упорству работниц и широкой поддержке со стороны братских профсоюзов через три месяца все 165 укладчиц-упаковщиц, членов профсоюза, вошли на фабрику как ее штатные сотрудники.

В процессе переговоров 2012 года удалось добиться не только этого. Менеджмент Unilever признал время, проведенное работницами в кадровом агентстве, стажем на фабрике — а значит, люди были освобождены от нового испытательного срока, несущего дополнительную неуверенность, и унизительного для тех, кто проработал на предприятии по многу лет. Кроме того, работницы смогли получать премии за выслугу лет, которых иначе были бы лишены. Наконец, к концу года, когда сезонное снижение спроса на мороженое привело фабрику к ежегодному простою, профсоюзу удалось восстановить его правильную оплату. До этого менеджеры уверяли людей, что простой происходит не по вине работодателя, а из-за погодных условий. Профсоюзная организация доказала, что мороз не мешает производству, а отсутствие продаж является как раз ответственностью работодателя, а значит простой должен быть оплачен в размере 2/3 среднего заработка, а не тарифа. В итоге доход работниц в зимний период возрос почти в три раза, а значит — увеличились и отпускные, и оплата больничных, и другие начисления.

Благодаря активной позиции профсоюза и непрекращающейся органайзинговой работе на «Инмарко» численность организации на фабрике выросла, в нее пришли представители других специальностей, в том числе — и значительно более высоко оплачиваемых, не только женщины, но и мужчины. Несмотря на значительную текучесть кадров среди работниц концевых операций, здесь профсоюз сохраняет свою численность и влияние.

В 2013 и 2014 годах организация начала активно добиваться повышения зарплаты. Члены «Новопроф» в Омске несколько раз выходили на акции протеста, вели медийные и общественные кампании. В итоге оклады на фабрике были повышены в 2014 году на 6,5% (выше областного уровня инфляции, составившего 6,1%), а в кризисный 2015 год — на 7,6%. Впрочем, до того уровня заработка, который сами работницы и работники «Инмарко» считают достойным, пока далеко. Эта борьба будет продолжена в будущем.

«Новопроф» использует пример «Инмарко» для развития во всем Омском регионе. На сегодняшний день ведется регулярная информационная и органайзинговая работа с примерно 80 предприятиями города. На многих установлены контакты с работниками. За работой профсоюза пристально следят региональные СМИ, он получил существенную известность в городе и области.

* * *

Другим важным этапом в истории «Новопроф» стало начало работы с трудовыми мигрантами в Петербургском регионе во второй половине 2012 года. Трудовые мигранты — одна из самых незащищенных и эксплуатируемых групп работников, для которых трудовые вопросы накладываются на проблемы, связанные с иммиграционными процессами, культурной и языковой адаптацией, преследованием со стороны националистических групп, дискриминацией, исключенностью из социальной системы, деятельностью диаспор, «вниманием» (часто коррумпированным) со стороны органов полиции и так далее.

В работе с трудовыми мигрантами наиболее ярко проявилась важность межотраслевого характера «Новопроф»: люди приходят в организацию благодаря «сарафанному радио» и неизбежно представляют самые разные сектора, но прежде всего — ЖКХ, сервис, торговлю. Это люди разных возрастов, и 20-летние, и 50-летние, с разными историями. Однако проблемы у большинства общие. Многие иностранные работники сталкиваются с несправедливым обращением, многочисленными нарушениями прав, обманом при оформлении документов, плохими условиями труда и быта. Но люди, ищущие возможность заработать и поддержать свои оставшиеся дома семьи, готовы вытерпеть многое. Поэтому в профсоюз их приводит чаще всего полная или частичная невыплата и задержка заработной платы — самый острый вопрос для тех, кто должен выживать в чужой стране, вдали от близких и друзей, которые могли бы протянуть руку помощи, кто должен снимать жилье, и на переводы от кого рассчитывают родные.

«Новопроф» занял фактически революционную для российского профсоюзного движения позицию, начав активное вовлечение в профсоюз и защиту прав трудовых мигрантов вне зависимости от наличия (или, как правило, отсутствия) у них необходимых разрешительных документов на проживание и работу в Российской Федерации, трудовых договоров или даже информации о работодателе. «Понятие «рабочий» не имеет национальности», «нелегальных людей не бывает» — такие принципы были заложены в основу этой работы.

Обратной стороной этого подхода оказалось вынужденное новаторство в методах и формах работы. Практики профсоюзного объединения работников-мигрантов «без бумаг» в России до сих пор не было. Их защитой занимались отдельные НКО, ориентированные на юридическую и гуманитарную помощь. Имея в распоряжении лишь этот опыт, на первом этапе «Новопроф» попытался применить «правозащитный» подход, то есть найти управу на недобросовестных работодателей путем обращения в контролирующие и надзорные органы. Однако достаточно быстро стало ясно, что ни прокуратура, ни трудовая инспекция не заинтересованы в расследовании подобных случаев и, как правило, неспособны (или отказываются) даже установить факт нарушения трудовых прав мигрантов.

Альтернативой стали коллективные действия и проведение общественных кампаний, направленных против конкретных работодателей. Только за первый год работниками-мигрантами было, при поддержке «Новопроф», проведено 4 забастовки, 8 стоп-акций, 6 пикетов и 2 митинга. Велась кампания в прессе и интернете, подключились общественные и политические организации. В итоге мигрантам удалось вернуть более 3 млн. рублей долгов по заработной плате; членами «Новопроф» стали 350 работников-мигрантов — 176 в качестве индивидуальных членов, остальные в рамках четырех первичных организаций.

Эта работа подтолкнула «Новопроф» к важному структурному изменению, поскольку потребовала новой профсоюзной формы, не привязанной к конкретному работодателю. Первичные профсоюзные организации на предприятиях способны действовать эффективно, когда они многочисленны и сильны, однако в условиях разрозненного членства, малого и среднего бизнеса требуется объединение по территориальному принципу. Совмещение обеих форм организации отличительная особенность профсоюза «Новопроф».

* * *

Новую страницу в развитии «Новопроф» открыла Вторая внеочередная конференция профсоюза, прошедшая в Омске 28 июня 2014 года. Ее делегаты и участники обсудили выстраивание организационной структуры и финансовой деятельности профсоюза, которые к этому моменту требовали изменений. Было принято решение перенести штаб-квартиру профсоюза из Санкт-Петербурга в Москву, утвержден план по развитию и расширению органайзинговой сети, состоящей из штатных органайзеров и волонтеров. Также обновились руководящие органы профсоюза. Председателем «Новопроф» был избран Иван Милых, занимавший должность заместителя председателя профсоюза с января 2013 года.

29—30 сентября 2014 года актив «Новопроф» провел стратегическое планирование, заложив основы нового курса развития организации. Были разработаны миссия и программа профсоюза как органайзингового и активно ведущего кампании объединения.

Независимый профсоюз «Новопроф» — это организация наемных рабочих, созданная, управляемая и финансируемая ими самими для защиты собственных трудовых прав и социально-экономических интересов.

Миссия «Новопроф» — проактивная коллективная защита прав и интересов рабочих различных отраслей методами прямого действия и через прямое демократическое участие работников в управлении организацией.