ПРЕЗУМПЦИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНОСТИ

Публикуем вторую статью из серии профсоюзная философия Ракитского Б. В., научного руководителя Школы трудовой демократии, доктора экономических наук.

Презумпция - предположительное отношение к природе явления или события как к наиболее вероятной. К примеру, в юриспруденции есть презумпция невиновности, то есть принцип «пока вина не доказана, обвиняемый не виновен; он даже и не обвиняемый, а лишь подозреваемый». Словом, «не пойман – не вор».

В общественных взаимоотношениях участвуют обычно субъекты, имеющие разные и даже взаимоисключающие интересы и представления об обществе (мировоззрения). Поэтому вполне естественно, что в суждениях об одних и тех же общественных явлениях, событиях и о их общественной природе стороны взаимоотношений исходят из разных и даже противоположных предположительных суждений (презумпций). К примеру, во взаимоотношениях труда и капитала, администрации предприятия и наёмных эксплуатируемых работников всегда имеется взаимное недоверие. Инициативы или требования одной стороны непременно подвергаются другой стороной предварительной, предположительной оценке. Обычно каждая сторона исходит при этом из презумпции неблагоприятности для себя инициатив и требований иной стороны.

В юриспруденции презумпция означает признание факта юридически достоверным, пока не доказано обратное. Имеются судебные системы, базирующиеся на презумпции виновности и на презумпции невиновности подсудимого. При разбирательстве в судах споров по социально-трудовым вопросам буржуазные суды (особенно на ранних этапах развития капитализма) исходили из презумпции социальной ответственности работодателя и социальной безответственности работников.

Презумпция неблагоприятностипринцип отношения (подход) к требованиям и предложениям социального антагониста как к скрыто неблагоприятным. Традиция предполагать и ожидать неблагоприятное сложилась в результате многолетней (и вековой) практики взаимоотношений антагонистических социальных групп (классов). Такие предположения и ожидания укореняются как своего рода классовый инстинкт и являются защитительной социальной реакцией, элементом классового воспитания и классовой культуры.

Капиталистический класс (в своих ипостасях частных собственников, управляющих-эксплуататоров, работодателей) исходит из презумпции неблагоприятности, сталкиваясь с предложениями и требованиями наёмных эксплуатируемых трудящихся при любых конфликтах интересов и даже (как ни странно) при конфликтах права. Чем ниже классовая культура эксплуататоров (особенно управляющих, администрации предприятий) тем более стойкой является их подозрительность по отношению к активности трудящихся по защите своих прав и интересов, тем чаще презумпция неблагоприятности приводит к нецивилизованным действиям работодателя, к самодурству и куражливому глумлению, к отказу от диалога и переговоров.

Для трудящихся правомерно исходить из предположения неблагоприятности для них любых новых инициатив как администрации, так и законодателя, касающихся рабочего времени, режимов работы, условий и систем вознаграждения за труд, производственных условий труда.

Подход этот вполне обоснован научными представлениями об устройстве капиталистического общества и капиталистического хозяйства и подтверждён практикой. Конкуренция заставляет капиталиста изыскивать пути понижения издержек производства; но сколь разнообразными ни были бы успешные результаты таких поисков, конечным источником найденных конкурентных преимуществ окажется усиление эксплуатации трудящихся. Поэтому каждая инициатива администрации в сфере рабочего времени, режимов работы, режимов отдыха, оплаты труда, охраны труда - это всегда первый шаг к усилению эксплуатации. Отсюда и необходимость для работников всегда быть начеку, предполагать закономерное, разгадывать замаскированные ходы администрации. Эти ходы, к слову сказать, не всегда бывают замаскированными, подчас они открыто циничны, ультимативны, наглы. В современных российских условиях ─ особенно.

Воспринимая в интересах самозащиты любые инициативы администрации как потенциально неблагоприятные, трудящиеся должны одновременно с этим поддерживать и наращивать свою готовность принимать защитительные меры. При этом следует твёрдо помнить положение закона: “Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом” (Часть 1 статьи 352 ТК РФ). Даже если российский парламент, следуя своей традиции, при очередном редактировании исключит это положение из текста ТК РФ, оно останется в полной силе в связи с тем, что является общепризнанным принципом и нормой международного права и в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ является составной частью правовой системы государства.

Другими словами, для трудящихся руководствоваться презумпцией неблагоприятности при оценке инициатив, мер и предложений администрации и законодателей — значит сохранять классовую бдительность. Адекватными действиями, подкрепляющими эту бдительность и обеспечивающими самозащиту прав и интересов, являются пристальное повседневное внимание к реальным взаимоотношениям с администрацией, неустанное изобретение новых способов самозащиты и противостояние попыткам законодателей запретить их.