Значение профсоюзов в разрешении трудовых конфликтов будет расти

Центр социально-трудовых прав (ЦСТП) выпустил очередной доклад «Как протестуют россияне» по результатам мониторинга протестной активности в социальной и трудовой сфере в четвертом квартале 2019 года с анализом тенденций за год. Так, в четвертом квартале 2019 года отмечено 624 акции протеста. Таким образом, зафиксированное за весь 2019 год количество акций протеста составило 2 070, что на 123 акции меньше, чем в 2018 году. 

Эксперты Центра подсчитали упоминавшиеся в СМИ протестные акции октября—декабря 2019 года и проанализировали их причины. Согласно подсчетам представителей ЦСТП, пенсионная реформа 2018 года спровоцировала больше выступлений, чем политические и экологические проблемы прошлого года. Впрочем, отмечают аналитики, протесты против пенсионной реформы «проходили спокойно и уже забылись». Зато митинги из-за свалок и выборов «перетекли» в 2020 год. Руководитель группы мониторинга ЦСТП Анна Очкина в комментарии для газеты "Коммерсант" объяснила спад тем, что 2018 год «был очень урожайным» на протесты против повышения пенсионного возраста: тогда больше всего акций (712 из 2193) были связаны с «социальной тематикой». Главными причинами недовольства россиян в 2019 году стали политические (637 акций) и экологические проблемы (482). При этом самой «предпочтительной формой протеста» в 2019 году были пикеты — их насчитали не менее 716. 

Чаще всего (637 акций) россияне участвовали в политических и гражданских протестах. На втором месте – экологические и градозащитные протесты (482 прецедента). Третье место – по 277 акций – разделили сразу два протестных направления: социально-бытовой протест и трудовые протесты, в том числе с участием профсоюзных организаций.  «2019 год продемонстрировал рост активности профсоюзов, в том числе и усиление их роли в организации трудовых протестов, повышение вклада профсоюзов в позитивное для работников разрешение трудовых конфликтов. Можно с уверенностью предполагать, что в 2020 году значение профсоюзов для эффективного регулирования трудовых конфликтов и обеспечения социально-трудовых прав работников будет только расти», – утверждается в докладе. 

В ходе наблюдений эксперты отметили как сокращение представленности в тематике протестной активности наиболее острых социальных вопросов, так и появление новых объектов и субъектов протеста. В частности, важным фактором проявления протестной активности стали разногласия между работниками и работодателями в секторах, где цифровизация привела к существенному увеличению предложения на рынке труда. Одним из следствий этого стало стремление работодателей воспользоваться сложившейся ситуацией и нарастить нормы прибыли за счет ухудшения условий трудовых договоров. Необходимость объединять разрозненных работников в секторах, переживающих так называемый эффект «уберизации», для отстаивания своих трудовых прав, по всей видимости, станет одним из существенных вызовов для профсоюзного движения в будущие годы. Одновременно анализ трудового протеста в 2019 году позволяет предположить продолжение роста его настойчивости и организованности, усиление роли профсоюзов в организации трудового протеста и роста доли успешных профсоюзных кампаний по защите прав трудящихся

"В России есть профсоюзы, которые каждый год ведут с работодателем разговоры по оплате труда и которым каждый год повышают зарплату выше инфляции — без конфликтов. Например, профсоюз на фабрике «Инмарко» в Омске или на заводе Volkswagen в Калуге — там достаточно хорошие условия труда и коллективный договор", - говорит председатель межрегионального профсоюза «Новопроф» Иван Милых. По его мнению, успех профсоюза в защите прав работников зависит от того, готовы ли сами работники объединяться и что-то делать. «Профсоюз — не крыша. Одна из его функций — координировать разрозненные подразделения. Но инициатива должна идти от самих работников», - подчеркнул профсоюзный лидер.  

Но чаще всего борются за свои интересы работники тех сфер, где условия труда традиционно оставляют желать лучшего: обрабатывающей промышленности, транспорта и т. д. Яркий пример — ситуация во время закрытие завода Ford во Всеволожске Ленинградской области. Профсоюз добился, чтобы при ликвидации производства сотрудникам выплатили компенсации от 5,5 до 12 окладов в зависимости от стажа. Если бы не профсоюз, заводчане не получили бы этих денег, убежден Иван Милых. Но, к сожалению, большинство работодателей на предложение сесть за стол переговоров реагируют хамством и отказываются вести диалог, утверждает председатель "Новопроф".