Заявление председателя Профсоюза «Новопроф» Ивана Милых в отношении введения социального сбора с безработных граждан
Федеральная служба по труду и занятости России озаботилась проблемами неформальной занятости. Однако «забота» это носит весьма специфический характер: работников, не имеющих трудового договора, решено наказывать рублем.
По сообщениям СМИ, Роструд рассматривает возможность введения социального сбора с граждан, достигших 18 лет, за исключением официально трудоустроенных работников, зарегистрированных безработных, студентов, пенсионеров и прочих льготных категорий. Такая мера, по мнению чиновников, должна способствовать, как они выражаются, «легализации» рабочих мест.
Уменьшение неформального сектора экономики и желание перевести работников из неформально сектора в формальный, так, чтобы у работающего человека была возможность социального и пенсионного обеспечения, сама по себе вполне достойна поддержки. Но чиновники Роструда, как минимум, взялись за эту проблему не с той стороны.
В первую очередь, из заявлений чиновников и прессы мы видим лишь желание пополнить бюджет, использовав при этом привычный механизм, то есть выжать деньги из людей. При этом, чаще всего, неформальными, теневыми или серыми рабочие места делают не работники, а работодатели. Именно работодатели, стараясь экономить, выводят рабочие места из формального сектора в неформальный. У работника выбор не велик, поскольку число хороших рабочих мест с официальной занятостью в стране очень невелико, а через государственную службу занятости вообще предлагаются вакансии преимущественно с минимальной оплатой труда. Поэтому люди на бирже не регистрируются, а ищут работу всякими окольными путями, соглашаясь на любые условия, в том числе, предполагающие выплату зарплаты «в конверте» и отсутствие какого-либо трудового договора.
Другой мощный стимул не искать формальной занятости, а «крутиться по-своему» – тотальное недоверие к социальной и пенсионной системе страны. Бесконечное реформирование пенсионной системы привело к тому, что подавляющее большинство работающих людей не верит в то, что на пенсию в России можно хоть как-то достойно жить. Сокращение медицинских учреждений и коммерциализация системы образования, разрушенные дороги, «мертвое» ЖКХ и постоянный рост тарифов убеждают людей в том, что полагаться можно только на свои силы.
Однако чиновники пытаются преследовать именно работников, которых они любят называть «тунеядцами». Одновременно бросается в глаза тот факт, что во всех публикациях и документах введение социального сбора продвигается как «легализация» рабочих мест – непонятно, правда, какие рабочие места могут быть у «тунеядцев». Неформальная занятость постоянно называется «нелегальной». Налицо явная попытка криминализировать неформальную экономику. Фактически, такой лексикой ставится знак равенства между неформальной занятостью и нелегальными видами деятельности!
Между тем, неформальные экономические отношения пронизывают все поры российского общества. Число видов деятельности огромно: от частного извоза и строительства до придорожной торговли грибами и картошкой, от надомного изготовления сувениров до ухода за детьми или ремонта бытовой техники. Неформально занятый работник – это и грузчик на рынке, и компьютерный специалист, и водитель грузовика, и переводчик с китайского. Роструд оценивает число таких людей в стране в 15 миллионов человек. Действительно ли они, как пишут СМИ со слов чиновников, «наносят удар по экономике страны и тормозят ее дальнейшее развитие»? Новопроф уверен: это не так.
Начинать изменение соотношения неформального и формального рынка труда и экономики необходимо не с того, что (по привычке) вытягивать средства из простых граждан, работающих, чтобы любым способом прокормить свои семьи, а с кардинальных изменений в отношении налоговой системы, минимальной заработной платы, социального и пенсионного обеспечения, реального запрещения заёмного труда и других трехсторонних схем занятости. Заплатив налоги и сборы в социальные фонды, человек должен получать достойные государственные услуги и реальное социальное страхование!
Такие реформы, более сложные, долгие и требующие переориентации государства и перераспределения доходов в сторону социальных ценностей, очевидно, не по душе чиновникам, поэтому они снова и снова затягивают пояса на животах обычных граждан, при этом совершенно забывая затянуть пояса себе и крупному бизнесу, получавшему и получающему сверх прибыли.