Случилась ли пенсионная реформа или как это не работает
Уже несколько лет повсеместно говорят о пенсионной реформе. Плакаты развешены во всех местах скопления будущих пенсионеров, пенсионный фонд (ПФР) проводит уроки пенсионной грамотности, а каждый журнал или газета считает совершенно необходимым воплотить всю реформу в графиках, схемах или картинках.
По большому счету, понять то, из чего будет состоять ваша пенсия не сложно: 72,5% ваших пенсионных взносов будут по-прежнему уходить в ПФР, а 27,5% можно направить на формирование накопительной части пенсии. Проще говоря – положить в банк, где на них будут «капать» проценты. Таким образом, к моменту достижения пенсионного возраста (а это 60 лет у мужчин, и 55 у женщин), вы будете получать пенсию от государства (из страховой части, находящейся в ПФР) и из своего накопительного вклада (а вот тут размер выплат, их частота и другие параметры будут зависеть только от вас).
Но начиная с 2014 года, буквально через год после вступления в силу этой пенсионной реформы, государственная власть наложила мораторий на накопительную часть: эти 27,5% не поступают на счет выбранного вами банка (точнее, негосударственного пенсионного фонда), а вновь уходят в ПФР. И вы не получаете проценты с вклада. Почему так? Потому, что у России существует дефицит пенсионного фонда. То есть государству нечем выплачивать пособия сегодняшним пенсионерам.
2016 год, похоже, ничем не будет отличаться от двух предыдущих. Вновь предвидится «заморозка» накопительной части пенсии. А значит, реформа, которая готовилась многие годы, на которую были затрачены большие ресурсы и средства, игнорируется государством и, по-сути, терпит крах.
Более того, при одобрении бюджета страны на 2016 год нехватку средств было предложено компенсировать частично за счет социальной сферы. А именно, проиндексировать пенсии на 4%, а не на 12%, что более соответствует реальной инфляции. А также вообще отменить индексацию пенсий тем из пенсионеров, кто продолжает работать.
Председатель профсоюза на фабрике ООО «Юнилевер Русь» в Омске Насреддинова Лилия четко высказала позицию работников фабрики: «Невозможно и несправедливо отказывать пенсиронерам в ежегодной индексации пенсии. Мы в профсоюзе уверены, что индексация на процент инфляции в регионе всех выплат, положенных трудящимся и вышедшим на пенсию работникам, это базовое право, за которое нужно бороться». С этим согласны и члены профсоюза на фабрике «Данон» в Чехове: «Пенсионеры – это люди, которые большую часть жизни работали и платили налоги. Они работали на благо страны и в хорошие и в непростые времена. Несправедливо обеднять их и лишать элементарной индексации их, и без того, скромной пенсии» - заявил председатель профкома Александр Иванов.
Логичным продолжением внесенных поправок стало одобрение Госдумой увеличения пенсионного возраста для государственных служащих до шестидесяти пяти лет. С одной стороны, это действительно экономия бюджетных средств. С другой – начало неотвратимого процесса, который затронет каждого из нас. И хотя министр здравоохранения Вероника Скворцова одобрила идею увеличения пенсионного возраста: «В целом для мужчин и для женщин это полезно — дольше быть в строю. Даже когда у человека появляются какие-то возрастные особенности, касающиеся бытовых процессов, он все равно очень долго сохраняет профессиональные автоматизмы и стереотипы». Мы считаем, что повышение пенсионного возраста в настоящий момент в России невозможно.
Обратимся к статистике: средняя продолжительность жизни мужчин в России всего 65 лет, женщин – 76 (на 2014 год по данным Росстата). То есть получается, что мужчины, при увеличении пенсионного возраста просто перестанут доживать до пенсии (в среднем, конечно). Председатель профсоюза "Новопроф" Иван Милых так комментирует данную инициативу: «На мой взгляд, повышение пенсионного возраста не имеет никакого отношения к заявлениям Минздрава о "полезности" этой меры. Такая мера имеет смысл исключительно в контексте экономии денег бюджета. Особенно абсурдно это смотрится, если знать, что Россия находится на 122 месте из 222 стран (По данным ВОЗ – прим. автора) по уровню продолжительности жизни и соседствует по этому показателю с такими странами, как Фиджи, Узбекистан, Сирия. Члены нашего профсоюза считают, что необходимо улучшать уровень и качество жизни людей и повышать продолжительность жизни, а не экономить на пенсиях и вынуждать людей работать больше, а получать меньше».